Яндекс.Метрика

Глава IX. Семетей. Поездка Семетея в Талас.

От одного удара Семетея Кёбёш, потеряв память, лишился языка. Посерев, как мертвый, пролежал он в таком положении столько времени, что могло бы свариться мясо.

В это время начались чудесные явления: ружье Манаса аккельте само стало громко стрелять, а сказочная пика сырнайза, висевшая на деревянной переборке юрты, сама стала колоть.

Семетей забрал все эти предметы. Когда он надел на себя аколпок, повесил на пояс аккисе и аккельте, взял сырнайзу, привязал меч Манаса и выехал, сидя на Актулпаре, то по виду стал он грознее самого Манаса.

Ехавший с ним Бакай, глядя на него, сомневался - не с Манасом ли он едет?

Но это был не Манас, а его славный сын Семетей. Во всем он превосходил умершего отца и ростом тоже не уступал ему.

Когда через некоторое время Кёбёш, придя в себя, поднялся, то Абыке сказал ему с руганью и гневом:

- Напрасно ты не удержался и своим поведением открыто выразил раньше времени ненависть к Семетею, которого мы должны взять хитростью. Таким поведением ты в конце концов погубишь меня.

Жена Кёбёша Акылай, подойдя к Кёбёшу, сказала:

- Оказывается, напрасно ты, сидя один дома, хвалился, что у тебя достаточно сил расправиться с этим несчастным сиротой, оставшимся от глупого отца Манаса. На деле выходит другое. Не есть бы тебе пищи за твой позор! Хотела бы я, чтобы камни были твоей едой! - этими словами она старалась больше разжечь у Кёбёша злобу против Семетея.

Выслушав все это, Кёбёш устыдился, надел на голое тело сшитый Акылай белый чапан, взял в руки засаленный шест, сел охлюбкой на гнедого жеребца и, с криком погнавшись за Семетеем и Бакаем, настиг их и ударил ехавшего сзади Бакая по голове шестом. От удара на голове Бакая выступила кровь. Нанося Бакаю удары, Кёбёш всячески поносил его и наговорил ему много обидных слов, которые возмутили старика, но все же у того хватило силы духа, и на брань обидчика он не ответил ни словом.

А Кёбёш после этого погнался за Семетеем, но когда он захотел ударить его шестом, Семетей сам вырвал у него шест, поймал его лошадь за повод и уже замахнулся мечом, чтобы отрубить ему голову. Вовремя подъехавший Бакай стал разнимать их, убеждая Семетея:

- Тебя могут осудить за то, что ты убил своего дядю. Это падет на тебя позором. Прошу тебя, ради меня, сохрани жизнь этому негодяю и не убивай его!

На голове жеребца, на котором сидел Кёбёш, была надета уздечка, снятая с Аккулы. Семетей ударом пики снял ее. Тогда, освободившийся от уздечки, жеребец, привыкший к своему косяку, повернул обратно и понес туда Кёбёша.

К этому времени вернулись домой сорок чоро. Они подъехали как раз, когда происходила эта схватка. Акылай вышла к ним и сказала:

- Вы видели много хорошего от Манаса. Поэтому, если вы хотите порадовать меня, его бывшую жену, отомстите этому негодному сироте Семетею, который без вас избил Кёбёша и уехал, забрав все наше имущество. Отомстите, прошу вас, за мою обиду этому наглецу!

Тогда из среды чоро выступил Шууту и сказал:

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.